[арм. Վարդապետռւթիւճ - Учение], богословский труд, составляющий 2-ю, основную, часть (по объему превосходящую все остальные, вместе взятые) «Агафангела» и излагающий учение о христ. вере, приписываемый свт. Григорию, просветителю Армении. Помимо арм. текста сохранилась краткая груз. версия «В.», носящая название «О вере» и приписанная св. Ипполиту Римскому. Это богословское произведение является наряду с «Огласительными беседами» свт. Кирилла Иерусалимского одним из лучших образцов катехизического жанра.
По мнению исследователей, «В.» был составлен в V в., спустя неск. десятилетий после кончины свт. Григория. Наиболее вероятной представляется атрибуция этого труда Месропу Маштоцу (Б. Саргисян, Р. Томсон). П. Ананян считает, что «В.» был написан по просьбе Маштоца Феодором Мопсуестийским. Трактат содержит упоминания и толкования нек-рых древнейших сир. богословских теорий, не сохранившихся в сир. традиции либо претерпевших значительные искажения. Напр., суждение о жен. сущности Св. Духа (в сир. языке это слово жен. рода), в значительной мере определяющее в «В.» богословие таинств Крещения, Миропомазания, Причащения. В изложении вероучения «В.» опирается на ВЗ и НЗ, охватывая все содержание Свящ. Писания. Наиболее подробно развиваются темы Св. Троицы, сотворения, вочеловечения, апостольского благовествования, воскресения мертвых. «В.» строится по типу устной проповеди, содержащей догматы христианства и обращенной к народу, царю (без упоминания имени) и знати, чаще всего в форме вопросов и ответов, с призывом отказаться от рукотворных идолов и обратиться к истинному Богу. Доказательство и толкование - основные методы автора «В.», причем доказательства основываются исключительно на Свящ. Писании.